Отказавшись от идеи идти в горы зимой, мы достаточно долго выжидали, когда же погода станет теплее и мы сможем отправиться в поход. На майские праздники идти не хотелось, дабы избежать большого количества людей, так что мы приняли решение пойти в поход в середине апреля.

Обычно, маршруты для наших походов я находила в интернете, но в этот раз ситуация была нестандартная и я взялась составлять маршрут самостоятельно. Главная сложность заключалась в том, что наши друзья имеют разные графики работы и в каждый из четырех запланированных дней похода кто-то должен был приезжать или уезжать. Для нас это означало, что каждый день мы должны спускаться в населенный пункт, забирать или отправлять кого-то, а после снова возвращаться в горы.

День первый. Яремче — полонина Волчья

Начать поход нам предстояло втроем: я, Виталик и наш друг Макс. В девять утра мы встретились на хорошо всем нам знакомом вокзале в Ивано-Франковске. Отсюда в 9.22 отправлялась электричка в небольшой город Яремче, расположенный в Карпатах.

Дорога до Яремчи заняла более 2,5 часов, хотя расстояние Ивано-Франковск — Яремче по железной дороге составляет всего 54 км. Примерно на середине пути погода начала портиться. От солнечного дня, встретившего нас утром, не осталось и следа. Хлынул дождь. Мы планировали переодеться в походную одежду уже в горах, но планы пришлось менять и переодеваться в туалете электрички прямо на ходу.

Горы, как известно, непредсказуемы, так что всего через пару десятков километров погода снова изменилась. В Яремче, к нашему удивлению и огромной радости, мы ступили на практически сухой перрон.

яремче вокзал

Макс указывает, куда нам предстоит идти. :D

Тропа, по которой мы планировали пройти первую часть маршрута, была обозначена желтым маркером. Чтобы выйти на нее, необходимо от вокзала двинуться на юго-запад по улице Михаила Грушевского. Через несколько сотен метров улица повернет на 90 градусов на северо-запад. В конце улицы дорогу преградит шлагбаум. Здесь находится вольерное хозяйство. Остается лишь перейти по мосту, находящемуся слева, реку Жонка и следовать за желтым маркером.

Набожность западных украинцев просто поражает. Каждый раз, когда электричка проезжала мимо небольшой церквушки или часовенки, буквально каждый второй обязательно крестился.

Конец улицы Михаила Грушевского, Яремче.

После моста сначала кажется, что Яремче уже осталось позади, но еще через несколько сотен метров появляются разрозненно стоящие домики.

_DSC0058 - _DSC0060.jpg

Повернули не туда. Нужно идти не переходя речушку, вдоль домов, а не взбираться на соседний холм).

Сбивший нас с толку мост. На заднем плане — знак пешеходного перехода. Очень актуально для этого места).

За домиками начинается достаточно крутой и сложный для первого дня и людей без подготовки подъем. Я шла действительно с трудом. Отдыхать хотелось буквально каждые 400 — 500 метров.

За три зимних месяца мы успели изрядно разлениться).

карпаты поход

Погода продолжила демонстрировать свою способность к резким и крутым переменам. Дождь начинался в одно мгновение, лил абсолютно безжалостно, и прекращался точно так же резко. Главное неудобство этой погоды заключалось в том, что приходилось то и дело натягивать на себя дождевик или снимать его. Возможно, кто-то подумает, что разумнее было бы идти в дождевике все время, но увы, это доставляет огромный дискомфорт, так как под дождевиком сразу же становится очень жарко.

Что это? Это я. :D В своем дождевике-пончо. Выглядит непонятно, зато удобно и сухо. :)

Надели? Снимаем!

На одном из привалов Виталик забыл бутылку с водой. Сказав, что 500 метров — это не так и много, он сбросил рюкзак и помчался назад. Возвращался Виталик с водой, но шел медленно, а когда поднялся, сообщил, что идти без рюкзака в гору ненамного легче, чем с ним.

Наконец, мы достигли полонины Явир (полонина — безлесый участок, открытая местность в Украинских Карпатах). Здесь был запланирован привал и обед. Светило солнышко, мы с наслаждением поглощали фруктовые батончики, любуясь открывшейся панорамой. Прямо перед нами находилась гора  Явирнык-Горган. С покрывающих ее склоны лесов, ввысь возносились маленькие облачка. Прямо на наших глазах происходил круговорот воды в природе: только что выпавший дождик испарялся в небо, чтобы выпасть, возможно, уже совсем в другом месте.

полонина Явир карпаты поход

Свежий и весьма прохладный ветерок напомнил нам о том, что это лишь половина пути и нам необходимо двигаться дальше. Мы пересекли полонину и вновь нырнули под сень высоченных елей, которые на Западной Украине называют смереками. Сложилось такое впечатление, что из одного мира мы резко попали в другой. Здесь уже совсем не было солнца,  нас окутал густой туман.

карпаты поход

Такой влажный и туманный лес, на мой взгляд, особенно красив. Есть в нем что-то таинственное, почти мистическое.

На этом отрезке пути маршрут, обозначенный желтым маркером, пересекался с синим маршрутом. Недалеко от развилки нам повезло увидеть радугу.

Мы с Максом шли впереди, пока Виталик, немного отстав, делал снимки. В какой-то момент прямо перед нами я заметила лисицу! Мы остановились. Лиса тоже замерла. Вела она себя нетипично, совершенно нас не боялась. Когда к нам присоединился Виталик, я предостерегла ребят о том, что, возможно, животное бешеное, ведь оно совсем на нас не реагирует. Несколько минут спустя ситуация разрешилась. Сделав навстречу «лисице» несколько шагов, мы поняли, что это всего лишь собака. До деревни было не так уж далеко, километра 3-4, так что ничего особо удивительного в этом не было.

Ну и чем не лисица??) Спасибо Максу за эту фотку).

Ночевать мы решили в урочище, носящем настораживающее название Волчье. Найти на склоне ровное место было не очень-то просто. Спустившись немного ниже, мы решили ставить палатку под деревом.

Воды поблизости не было. Макс остался с вещами, а мы с Виталиком, взяв всю имеющуюся на тот  момент пустую тару, отправились на поиски родника. Полонина закончилась и нам пришлось продираться через лес вниз, пока мы не вышли на укатанную лесовозами дорогу. По колеям текла дождевая вода, но едва ли ее можно было считать пригодной для приготовления пищи.

Пройдя еще дальше уже по дороге, мы наконец-то обнаружили родник. Было решено подняться выше по течению, набрать там воды, а потом начать двигаться в сторону Макса. В одной из крохотных ванночек, образованных ручьем, сидела огненная саламандра.

Эти саламандры, для которых Украинские Карпаты являются крайней восточной границей ареала обитания, получили свое название вовсе не из-за ярких пятен на спине, а из-за того, что по легенде они рождаются из пепла, почти как птица-феникс. Считается, что легенда эта возникла не на пустом месте. На самом деле, саламандры иногда могут забираться внутрь очень влажных и подгнивших бревен. Такое бревно может подсохнуть сверху и казаться пригодным для костра, но при попадании в огонь, оно может затушить плохо разгоревшееся пламя. Саламандра, ощутив жар, естественно, пытается покинуть ставшее столь негостеприимным бревно, и отсюда у людей, особенно суеверных,  может сложиться впечатление, что саламандра в самом деле появилась просто из пепла.

С резкостью не сложилось).

Ну а тем временем мы с Виталиком пытались отыскать Макса. Мы звали его, но густой туман, наше положение внизу и, возможно, дувший не в ту сторону ветер, не давал ему услышать нас. Макс отозвался лишь тогда, когда мы находились метров на 20 ниже и примерно на 150 дальше от него.

Туман немного отступил. Я поспешила разложить палатку и спрятать наши вещи, а ребята занялись костром. Хотя все вокруг было мокрым, а дрова сырыми, при помощи ватных дисков и спирта попытки развести костер увенчались успехом. Мелкий дождик усилился и перешел в достаточно серьезный дождь. Используя палки, соседний куст и мой дождевик-пончо, ребята защитили костер даже от проливного дождя и смогли закончить приготовление нашего нехитрого ужина, состоящего из гречки с сушеными грибами, луком и морковью.

Я, лишившись дождевика и сидя в палатке, чувствовала себя вполне комфортно. Ребята же частично промокли и были рады наконец оказаться в уютной палатке. Несмотря на высокую влажность, было достаточно тепло, спали мы неплохо, лишь время от времени просыпаясь от завывания ветра.

День Второй. Ямна — урочище Барсучина

Как только в палатке задребезжал рассвет, мы принялись собираться. Дождя не было, верхний слой палатки почти высох. Мы спешили сразу по двум причинам: во-первых, было по-прежнему пасмурно,  а значит,  в любой момент мог хлынуть дождь, а во-вторых, в 12 часов дня мы должны были встретиться с нашими друзьями Саней и Димоном и продолжить поход впятером.

Всю ночь кострище было накрыто моим дождевиком, так что костер Виталик развел достаточно быстро. Наскоро проглотив овсянку с сухофруктами, мы отказались от утреннего кофе для экономии времени и поспешили вниз к железнодорожной станции Ямна. То там, то тут путь нам преграждали огромные поваленные деревья. Вспомнив рассказ Джека Лондона «Белое безмолвие», в котором упавшее дерево убило человека, мне понадобилось время, чтобы отогнать от себя мысли об опасности, которую представляют собой столь высокие раскачивающиеся на ветру деревья.

На раздорожье.

В Ямну мы спустились даже раньше, чем было запланировано. К нашему удивлению, никакого вокзала здесь не было. ЖД станция походила на обычную автобусную остановку. Запах около скамеек был не из приятных, мы предпочли разместиться на траве. Времени было достаточно, так что мы воспользовались им чтобы сварить себе на горелке кофе и приготовить чай для Макса.

Саня проявил чудеса пунктуальности для такого места и явился ровно  к 12 часам. Димон, как всегда, опаздывал. Прождав его до половины первого, мы решили уходить. Отойдя от железнодорожного переезда метров на сто, мы оглянулись и увидели такси, из которого выскочил Димон и, размахивая руками, побежал нам навстречу.

Мы вернулись на синий маршрут,  а вскоре, выйдя на очередную полонину, устроили обед.

Обсуждаем маршрут).

Виталик сетовал, что мы все время идем по дороге, укатанной лесовозами, так что как только мы дошли до места, где маркированная тропа расходится, чтобы снова сойтись через 1,5 км, мы повернули вглубь леса. Пройдя примерно половину этого расстояния, мы вновь оказались на наезженной дороге. Путь нам преградила табличка, надпись на которой гласила, что в связи с проведением лесоповальных работ проезд и проход запрещен. Возвращаться очень не хотелось. Мы прислушались. В лесу было абсолютно тихо, так что мы, прийдя к выводу о том, что работы уже завершены, продолжили путь той же дорогой.

Распогодилось. Набредя по пути на небольшой родник, мы решили не только пополнить запасы воды, но провести некоторые водные процедуры. Дорога была очевидной, так что мы не утруждали себя сверкой нашего пути с картой до тех пор, пока «очевидная дорога» не перестала быть такой уж и очевидной. Колеи поросли молодыми деревьями, по ним текли ручьи. Определив с помощью gps свое местоположение, мы поняли, что зашли не туда, но решили продолжать путь этой же дорогой. Порядком устав, мы оказались на полонине, наивысшей точкой которой была гора Полавец.

гора полавец

От Половца мы преодолели подъем к горе Круглый Явирнык. Делать это было необязательно, но мне очень хотелось подняться туда и насладиться открывающейся оттуда панорамой. На вершине Круглого Явирныка гулял без преувеличения леденящий ветер. Оставаться там долго не представлялось возможным и мы поспешили к месту нашей второй стоянки — урочищу Барсучина.

Полонина почему-то была выжжена, но в самом ее низу мы отыскали место, приемлемое для расположения там теперь уже двух наших палаток. Совсем рядом, в небольшом овраге, тек ручей, к тому же здесь, у самой кромки леса, почти не было ветра.

Ночь прошла спокойно. Слышно было уханье ночных птиц, где-то вверху, казалось, что завывает невероятно сильный ветер, но здесь, внизу, было совершенно спокойно, даже верхняя часть палатки совсем не колыхалась.

Конец первой части. Продолжение здесь.