Продолжение. Начало здесь.

День 7. «Шипот» — родник недалеко от г. Кругла

8 июля выдался чудесный солнечный день. Мы высушили все вещи и решили, что на следующий день, девятого числа, можно выдвигаться с «Шипота» чтобы продолжить наш летний поход через полонину Боржава в сторону Межгорья. Увы, наутро нас ждало большое разочарование. Небо было затянуто тучами, шел дождь. Как только он перестал, ребята хотели начать собираться, но  я настояла на том, чтобы мы выждали еще немного. Наблюдательность меня не подвела, через полчаса прошел еще один ливень. После него начало проглядывать солнышко, теперь действительно можно было отправляться в путь.

Вышли мы поздно, был уже полдень. Первой контрольной точкой была гора Гимба (1491 м). Так как мы находились в самом конце первой шипотской поляны, то решили подниматься к подъемникам через вторую поляну. После второй поляны мы миновали черничники, и следуя установленному там указателю, по накатанной дороге без проблем достигли подъемников. Через хребет медленно переползали тучи. Вспомнив, как мы шли на «Шипот» из Воловца, мы поняли, что, по-видимому, нас ждет нелегкий путь.

Подниматься от поляны к черничкам тяжеловато).

Здесь чернику уже собрали, но все равно на кустах еще есть ягодки).

На велосипедных трассах надо быть внимательными.

Как только подъемники закончились, начался полный трэш. Сначала пронизывающий ветер вынудил нас надеть кофты. Ветер был таким сильным, что вязаная шапка казалась совершенно бестолковой. Пришлось повязать на голову футболку, а шапку надеть сверху. Только это смогло защитить голову и уши от ветра.

Потом появился туман. Чем выше мы поднимались, тем гуще он становился. Этот туман был гораздо хуже того, с которым мы столкнулись в первый день похода. Казалось, что вокруг нас не воздух, а какой-то вязкий и густой состав. К моему ужасу, на флисовой кофте и шерстяной шапке начала образовываться изморозь, а выбившаяся из-под шапки прядь волос была насквозь мокрой, как будто я только что вышла из душа и забыла вытереть волосы полотенцем. Скажу честно, ничего подобного от летнего похода я не ожидала.

На вершине г. Гимба мы бы, наверное, просто окоченели, если бы не увидели людей в дождевиках. Не знаю, почему мы сами до этого не додумались. Действительно, дождевики, во-первых, защитили нас  и нашу одежду от влажности, а во-вторых, помогли защититься от ветра и хоть как-то сохранять тепло в  этих сложных погодных условиях, к которым мы были совершенно не готовы.

На вершине горы Гимба.

Стоило остановиться на минутку и мы тут же начинали коченеть, так что несмотря на сильную усталость, мы медленно, но верно шли вперед. К моему удивлению, мы встретили несколько групп с рюкзаками, идущих нам навстречу. После г. Магура (1517 м), стало еще хуже. Начался дождь. В какой-то момент мы даже думали ставить палатку, потому что понимали, что если дождь будет усиливаться, мы промокнем насквозь. Решив, что дождь все-таки не такой сильный, мы продолжили путь. В скором времени послышался гром. Мы находились на вершине горного хребта. Думаю, можно не объяснять, какую опасность в данной ситуации представляли для нас молнии.

Откуда ни возьмись из тумана появилась скала. Причуда природы была такова, что скала образовывала собой небольшой козырек, под которым могло сесть три человека, к тому же со спины она как раз защищала от ветра. Под ней мы и решили переждать апогей непогоды. Громовые раскаты слышались где-то вдалеке и вскоре совсем затихли. Теперь мы ждали лишь того момента, когда дождь станет хотя бы немного тише.

Было очень холодно. Ноги были мокрыми до колена. Еще одной нашей ошибкой было взять с собой в поход не ботинки, а низкие кроссовки, в которые через верх вода попала очень быстро. Более опытные путешественники, встретившиеся нам по пути, шли не только в ботинках, но и в высоких бахилах. А я-то думала, что такие бахилы нужны только зимой для ходьбы по снегу… Пока мы сидели под скалой, вдали заслышался гул квадроциклов. Дорога проходила совсем рядом, но видимость была настолько плохой, что мы слышали, как они проезжали возле нас, но совершенно их не видели.

Дождь перестал. В скором времени мы нагнали тех самых квадроциклистов. Они заблудились в тумане и не знали куда ехать дальше. Квадрациклы есть, а карт и gps  нет). Вообще, меня сильно удивляет почему до сих пор так мало людей используют gps, ведь смартфоны есть практически у каждого и нет ничего проще, чем скачать оффлайн карты и больше никогда не беспокоиться о том, что можешь заблудиться.

Что еще не перестает меня удивлять, так это скорость, с которой меняется погода в горах. Буквально метров через 500 туман расступился. Выглянуло солнце и нам открылись живописные виды полонины Боржава! Не могу сказать, что солнце грело, но все же стало немного теплее, даже вещи стали чуть-чуть подсыхать.

Путь открылся прямо как в сказке. :)

Полонина Боржава.

Тут с нами произошла еще одна забавная история. Навстречу нам шло двое мужчин с рюкзаками, как мы поняли, иностранцы. С ними бежала симпатичная собака, на которой был ошейник. Мы поздоровались, погладили собаку и двинулись дальше. Пес увязался за нами. Сначала это было забавно. Но мужчины все больше удалялись, а собака так и шла с нами. Мы не могли понять, почему они ее не зовут, и даже пытались ее прогнать. Наконец, когда мужчины скрылись из виду даже ни разу не оглянувшись, мы поняли, что, по всей видимости, собака не их, а просто убежала из ближайшего села и потерялась. Пес так и пошел с нами.

Очень милый, но такой оказался бестолковый…

Немного не доходя до горы Кругла, на карте был обозначен родник. Опять откуда ни возьмись налетел туман, раскаты грома предупреждали нас о скором дожде. Уставшие и мокрые, мы решили ночевать здесь. Немного отойдя от дороги, мы обнаружили отличную полянку, устланную мягкой травой. Сил разводить костер у нас не было, так что мы приготовили гречку с грибами на горелке. Пес улегся спать около нашей палатки, всю ночь пугая меня своим скулением. Как позже выяснилось, скулил он оттого, что его заедали блохи.

Кстати, небольшой лайфхак: в поход очень удобно брать сушеные грибы, ведь они почти ничего не весят, зато придают блюдам чудесный вкус и аромат. Проблема в том, что как известно, перед приготовлением сушеные грибы обязательно надо замачивать. Здесь на выручку придут 200 — 300 граммовые бутылочки от питьевых йогуртов с широким горлышком. С утра, пока готовится завтрак, мы засыпаем в нее грибы, заливаем их водой, а бутылку отправляем в боковой карман-сеточку. К вечеру уже мягкие и набухшие грибы можно добавлять в любое готовящееся блюдо.

День 8. Вынужденная дневка

Наутро сложно было сказать, какой будет погода. Висел негустой туман, местами проглядывало голубое небо. Штаны (у ребят на смену были только шорты), были насквозь мокрые, ровно как и наши кроссовки. Идти в сандалиях явно был не вариант, так что мы не придумали ничего лучше, как остаться на этой стоянке.

Несмотря на высокую влажность, Виталик достаточно быстро развел костер. Конечно, сушить обувь, особенно трекинговую, у костра нельзя, но что нам оставалось… Собака так и крутилась рядом с нами. Кормить ее было особо нечем, но все-таки животинку жалко, так что мы дали ей овсянку. Без ничего она ее есть не стала, но стоило добавить немного сгущенки, как вся овсянка была выедена подчистую.

Вот такая сушка. :)

Для этого похода купили солнечную батарею. Отличная вещь. Весит всего двести грамм, в хорошую погоду без проблем заряжает смартфоны и даже powerbank.

Никогда не думала, что собаки бывают неуклюжими, но эта была именно такой. Настоящее наказание. Вся ее внешняя милота, на  которую мы повелись накануне, быстро померкла в наших глазах. Это была не собака, а ходячая катастрофа. Она то и дело все переворачивала, лезла даже в огонь, обязательно, проходя мимо, цепляла валяющиеся вокруг консервные банки. Несколько раз ломала кострище, задевая длинные бревна. Ругань и слово «нельзя» она никак не воспринимала. Можно было делать злой голос, тащить ее, толкать… Она все равно лезла напрямую, обязательно разрушая все на своем пути. Мы даже начали подозревать, что в лесу она оказалась не просто так, а Макс в шутку выдвинул предположение, что она была воспитана коровами. :D

Ну вот, уже и на фотках она стала совсем не такая милая. :D

К обеду погода наладилась, на солнышке вся наша одежда быстро высохла. Кроссовки сохли не так уверенно, но все-таки тоже подсыхали. Мы сбегали на ближайшие вершины, полюбовались панорамами. Встретили местного мужчину, предлагали ему забрать собаку. Он даже сказал, что знает ее хозяина. Он звал ее и так и сяк, но почему-то она предпочла остаться с нами.

Полонина Боржава.

Тань, тебе привет. :D

Виталик).

Одно из сел в долине.

Закат на полонине Боржава.

К вечеру подошло две группы. Места тут было много, они встали невдалеке, но так, что мы друг друга только слышали, но не видели. Собака ходила к ним. Сначала все умилялись, но потом она всех тоже достала и гнали ее так, что больше она пойти туда не рискнула, продолжая мешаться у нас под ногами. Вечером мы дали ей немного гречки. Кашу она съела и без ничего. Эту ночь пес снова спал возле нашей палатки.

День 9. Г. Кругла — стоянка где-то между г.Кук и г. Мунчел

Девятый день нашего похода начался идеально. Погода была отличная, светило солнышко, но благодаря прохладному ветерку жарко не было. Всюду вокруг были вкуснейшие черничники. Я съела столько черники, что даже наела оскомину. :D Именно на такую погоду мы рассчитывали в этом походе, но и к ней, как выяснилось, подготовились не совсем верно. Пес, к нашему большому облегчению, с нами не пошел, так и оставшись на стоянке.

Кроссовки, которые мы взяли с собой, были слишком жаркими и подходили только для вечера. По сухой погоде мы думали идти в сандалиях. И хотя сандалии у нас хорошие, для такого трекинга с рюкзаками они все же не предназначены. Первые километры все было неплохо, но километров через пять я стала ощущать несвойственную мне усталость  в ступнях. Причина такой усталости крылась в неподходящей обуви.

К Полонине-Кук, у которой мы планировали заночевать, я уже еле шла. У меня никогда не болели так ступни. В этот момент я полностью осознала, как же важна правильно подобранная обувь и как важно использовать обувь по назначению. Я очень наделась, что на сегодня путь окончен, но не тут-то было.

Во-первых, место было не привлекательное. Рядом проходила дорога, ездили лесовозы, квадроциклы, располагалась высоковольтная линия. Вообще было как-то очень людно и шумно. Во-вторых, в месте, где на карте значился родник, была лишь лужа. В надежде найти еще один родник мы двинулись по тропинке вглубь леса. Эта тропинка должна была огибать г. Полонина-Кук (1189м). Мы решили не возвращаться на ту непривлекательную поляну, а миновать в обход гору и найти место для стоянки уже где-то за ней.

Сначала тропинка была нормальной, но чем дальше мы шли, тем круче становился склон горы, а дорожка все сужалась и сужалась. Сложность заключалась в том, что через каждую сотню метров нам приходилось переходить горные ручьи. Пригодилась наша складная канистра для воды. Предполагая, что впереди воды не будет, ребята набрали воду с собой и тащили ее по очереди.

Наконец, выбравшись на нормальную дорогу, мы сели передохнуть. Виталик предложил дальше не идти и разбить лагерь здесь. Но в лесу было очень влажно, к тому же меня сразу атаковали комары. Решив, что это место все же не годится, мы прошли еще около километра.

Дальше местность была открытой и сухой, но мы с трудом нашли ровное место для палаток. Воды поблизости действительно не оказалось, так что ребята тащили ее не зря. Кстати, на заметку: с помощью влажной салфетки и всего 0,5 литрами воды можно помыть две пары ног и две пары сандалий.

Пейзаж тут был просто замечательный: местами каменистые россыпи, среди них невысокие ели, кое-где небольшие заросли и захватывающая панорама.

На закате.

День 10. Межгорье

На следующий день погода снова была отличной. Мы двинулись  в Межгорье. В общем-то, эта часть пути должна была быть очень простой, но из-за неправильной обуви спуски давались мне с огромным трудом. К тому моменту, когда мы наконец-то спустились  в город, я поняла, что ноги убиты и идти так дальше я просто не смогу.

Ранним утром.

Пастушья стоянка.

Макс на последней перед спуском горе.

Вова, а вот и твоя поляна. :) А полонина Кук — это не она.

Межгорье — это небольшой, с население менее 10 тысяч, но очень симпатичный городок в Закарпатской области. Расположен он между полониной Боржава и Западными Горганами, в долине реки с названием… Рика. Я не шучу, она реально так и называется. На украинском выходит вообще забавно, ведь по-украински «река» так и будет «рiка».

Панорама Межгорья.

Река Рика.

Уставшие, мы побрели на поиски дешевого жилья. Прямо возле автостанции ребята наши отель и ресторан с название «Кооператор», стены которого пропитаны духом советского времени не меньше, чем само название заведения. Здесь, за 100 гривен с человека ( ~$4), мы и остановились. Поужинали в кафе внизу, взяли отличного закарпатского вина…

В Межгорье.

Отель и кафе «Кооператор». :)

Автостанция в Межгорье.

Первая треть маршрута, самая по идее простая, была закончена. Очень важно уметь делать выводы и вовремя останавливаться. Как бы нам ни хотелось попасть на озеро Синевир и покорить дикие Центральные Горганы, мы поняли, что к этому мы еще не готовы. Ноги были разбиты, к тому же надвигался новый циклон, всего через день снова обещали дожди с грозами и температуру днем около 12-15 градусов.

День 11. Завершение похода

Получив всего за 10 дней похода столько впечатлений и такое количество опыта, какое мы и не надеялись получить за запланированный изначально месяц, слишком уставшие и неготовые, но зато умудренные новым опытом, на 11-й день мы взяли билеты на автобус обратно в Воловец, с которого и началось наше приключение. Несмотря на небольшое расстояние, автобус из Межгорья до Воловца едет почти полтора часа.

В Воловце.

Одна из центральных улиц Воловца называется улицей Пушкина.

В Воловце мы сели на электричку до Львова. Дорога занимает целых 5 часов.

Контролеры. :)

Со Львова билетов почти не было, но через интернет нам удалось купить очень дешевые билеты в Киев. Купе без постели обошлось всего в 150 грн. До поезда у нас было немного времени, так что мы погуляли по городу.

Еще один небольшой лайфхак: оставляйте вещи в автоматических камерах хранения, а не в обычных, где придется платить за каждое место багажа. Целиком в автоматическую камеру рюкзаки никак не влезут, но если их разобрать, то туда без проблем войдет содержимое двух, а то и трех рюкзаков + сами рюкзаки в сложенном виде. Мы оставили в камере часть вещей и пошли гулять с полупустыми и совсем легкими рюкзачками. :)

Атмосфера старого Львова ни с чем не сравнима. Как будто попадаешь в другую страну.

Пора назад, на вокзал. :)

Закат на львовском вокзале.

В Киеве мы попрощались с Максом и разъехались по домам — анализировать свои ошибки и тщательно готовиться к новым приключениям. :) Правда перед этим еще немного побродили по Киеву.

Вот в таком ужасе ужасном в Киеве продают кофе. Кажется, с этой улитки живьем содрали панцирь… ну или еще что можно подумать… У кого как с фантазией…

Ходили на Бессарабский рынок с одной единственной целью — поесть вкуснейший фалафель, который там готовят ливанцы. И сытно, и дешево, всего 18 грн. Заглянули и на сам рынок. Сразу видно — рассчитано на туристов. Нас, кстати, приняли за иностранцев и предлагали, дословно: «ukrainian kovbasy». :D

Бессарабский рынок.

Так и завершился наш летний поход. :)