Летний поход в Карпаты мы запланировали очень масштабным. Было решено провести в горах в общей сложности почти месяц. Маршрут начинался в Закарпатской области в небольшом городке под названием Воловец. Оттуда мы планировали дойти до водопада Шипот, где ежегодно проходит неформальный фестиваль, кульминацией которого является празднование Ивана Купала (немного о фестивале я уже рассказывала здесь). Дальше нам хотелось направиться через Межгорье на озеро Синевир и потом побродить по самой дикой части Украинских Карпат — Центральным Горганам.

Забегая вперед, скажу, что план нам удалось выполнить лишь на треть, потому как несмотря на уже имеющийся у нас опыт походов, наша подготовка оказалась крайне слабой. Впрочем, обо всем по порядку. :)

День первый. Львов — Воловец — г. Плай

Ранним утром, 3 июля, наш поезд прибыл на львовский вокзал. В запасе у нас был целый час, электричка в Воловец отправлялась в 7.10 утра. Вокзалов во Львове два: один для поездов дальнего сообщения, а другой для пригородных электричек. Расположены они примерно в 10 минутах ходьбы друг от друга. Возле пригородных касс нас ждала неприятная новость. Оказалось, что семичасовой поезд является скоростным и все-таки отправляется с главного вокзала. Рванув со всех ног обратно, мы успели купить билеты, даже несмотря на то, что нам пришлось отстоять длинную очередь. Дорога со Львова в Воловец этой электричкой занимает три часа, тогда как обычная едет почти пять.

На львовском вокзале.

При подъезде к Воловцу небо стало резко меняться. Солнце затмили свинцовые тучи. В тот момент, когда поезд начал тормозить перед станцией, хлынул дождь. Спасаясь от проливного дождя, толпа людей с рюкзаками (большинство из которых направлялись на «Шипот»), ринулась в маленькое здание вокзала. В толпе мы отыскали уже ожидающего нас Макса, решившего составить нам компанию в этом походе.

Дождь в Воловце.

Дождь не утихал, но большинство вновь прибывших, воспользовавшись услугами частников, достаточно быстро уехали в сторону Шипота. Нам же предстоял путь через горы, так что мы решили ждать. Ливень немного поутих только часа через два и мы, надеясь на лучшее, двинулись в путь.

Из Воловца к водопаду Шипот ведут два маршрута: тот что полегче проходит через окраину села Гукливый, а второй, посложнее, идет по хребту. До горы Великий Верх он обозначен красным маркером. Первый маркер маршрута можно найти сразу на привокзальном заборе. Выйдя с вокзала нужно повернуть налево, пройти несколько сот метров, а потом повернуть налево еще раз, пройдя по дороге под железнодорожным мостом. Дальше путь очевиден, да и маркеры заметны достаточно хорошо.

Я и Макс.

Старая автостанция. Воловец.

воловець

Воловец.

К тому моменту, когда мы отошли от Воловца километра на 1,5, дождь полностью стих, даже начало проглядывать солнце.

Окраина Воловца.

«Лысая» вершина в правом углу — как раз та гора, на которую нам нужно подняться.

Подъем на первую гору с крестом на вершине (на карте подписанную просто 1219 м), вышел достаточно утомительным. В  какой-то момент набор высоты стал очень ощутим. Совсем узкая дорожка терялась в густой растительности, я чувствовала себя как в тропических джунглях).

Дальше мы оказались не то  в небольшом облаке, не то  в густом тумане, который так идет карпатским лесам, делая их еще более таинственными и еще более загадочными.

Реликтовые буковые леса Карпат включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Встретили по пути дедушку грибника-черничника).

Подъем занял много времени и изрядно нас утомил. Ближе к вершине лес закончился, а весь оставшийся путь был устлан кустами черники и земляники. Добравшись наконец-то до креста на горе, мы устроили продолжительный отдых.

Черника и земляника.

Панорама Воловца теряется в облаках.

Первую вершину, обозначенную крестом, миновали.

Дальнейший путь представлялся мне не таким уж и сложным. Мы не спеша шли от одной вершины к другой. Миновав гору Темнатик (1344 м), мы заметили, что постепенно со всех сторон нас обкладывает тучами. Как бы мы ни пытались ускориться, плотное кольцо из туч, не суливших нам ничего хорошего, сжималось все сильнее и сильнее, пока окончательно не сомкнулось вокруг нас.

А дальше прямо по хребту.

Я и Макс.

Виталик на вершине горы Темнатик.

гора темнатик закарпатье

Макс на горе Темнатик.

Кажется, дождь собирается…

Сначала мы оказались в густом тумане. Виталику пришлось сильно сбавить ход и все время ждать меня и Макса, чтобы никто из нас не отстал и не потерялся в тумане. Спустя какое-то время хлынул дождь. Дождевики у нас были слабенькие и совершенно не защищали от порывов ветра и ливневых шквалов, так что спустя минут 10-15 мы представляли собой жалкое зрелище.

Идти в тумане, будучи мокрыми и очень уставшими, было ужасно неприятно. Каждая сотня метров тянулась бесконечно долго. Наконец мы добрались до метеостанции, расположенной на горе Плай (1331 м). Виталик сказал, что видел как какой-то человек зашел в здание. У нас с собой было мало воды, да и мы не знали, безопасно ли ставить палатку прямо около метеостанции с кучей приборов и вышек, так что попробовали позвать кого-нибудь и даже стучали, но никто так и не отозвался.

Дождь утих, но сильный ветер продолжался. В мокрой одежде нам было очень холодно. Ни сил, ни желания идти дальше у нас уже не было. Виталик нашел хорошее место среди елочек, где ветра почти не было. Там мы решили поставить палатку. Одежда промокла. У ребят на смену были только шорты. Эту ночь мы все провели в одной палатке, не ставив вторую, так как спать втроем теплее.

В поисках места для палатки. Задний план как из «Звездных воин». :D

С собой у нас была горелка, но воды было мало, поэтому мы поужинали сухой колбасой и сухофруктами. Чай сварили, но лишь одну кружку на троих. Кроссовки смогли подсушить с помощью старой доброй туалетной бумаги, израсходовав за раз почти весь имеющийся запас.

День второй. Г. Плай — Шипотская поляна

С утра показалось солнышко, но уже вскоре оно скрылось во вновь налетевшем густом тумане. Сложно было предугадать, какая погода ждет нас сегодня, но оставаться на хребте без воды мы не могли, так что поспешили собраться и направиться дальше в сторону Великого Верха. Одежда не высохла, Виталик и Макс шли в шортах.

Такое вот «доброе» утро.

гора плай метеостанция

Метеостанция на горе Плай.

Стоило нам отойти от горы Плай, как туман закончился. Солнце светило, но не грело. Дул ледяной пронизывающий ветер. Ноги ребят покраснели как на морозе. Чем ближе мы подходили к Великому Верху, тем сильнее дул ветер. К счастью для нас, на западном склоне горы была тропинка. По ней мы обошли вершину Великого Верха, избежав таким образом утомительного подъема и спрятавшись от ветра, дувшего как раз с востока.

На пути к Великому Верху.

Макса на заднем плане сдувает, а вот под камнями ветра нет вообще.

Чем ниже мы спускались, тем теплее становилось. На самой шипотской поляне нам показалось даже жарко. Людей было достаточно много, мы прошли в самый конец первой поляны и решили остановиться там. Конечно, палатки стояли немного под углом, но найти что-то лучше было уже нереально.

День 3 — 6. Фестиваль «Шипот». Празднование Ивана Купала

В следующие дни мы были заняты разными мелкими делами: встретились с Вовой, ходили в магазин, просушивали вещи. Виталик обустроил хорошее кострище и улучшил качество нашего сна, подстелив под палатку ветки. Кстати, о просушке вещей забывать нельзя, ведь влажность — враг номер один. Влажные вещи не греют, становятся тяжелее, быстрее теряют свои свойства, приобретают неприятный запах.

Сушка. :)

Закат на «Шипоте».

Разнотравье Карпат.

Из-за дождливого лета ночи выдались очень холодными. Первые несколько ночей я очень сильно мерзла, хотя температура комфорта спальника +5. А потом придумала свой способ того, как согреться в спальнике: надела свободные тонкие штаны, нижнюю часть ног закутала во флисовую кофту, поверх футболки надела пончо, спрятав руки под него (подойдет любая свободная кофта, но руки также следует не продевать в рукава, а прижимать к себе). На просторах интернета я читала, что чтобы не заморачиваться с таким количеством одежды, перед тем как залезть  в спальник, можно просто оборачиваться в тонкую простынь и спать в ней. Эффект будет тот же.

Очередной ливень на «Шипоте».

Греемся у костра.

Вечер на «Шипоте».

Дожди на «Шипоте» шли через день, прямо как по расписанию. Ивана Купала отмечается с 6 на 7 июля, и конечно же, именно 6 июля оказалось дождливым днем. К вечеру дождь перестал, но праздник все равно вышел далеко не таким, каким мог бы быть. Некоторые люди вместо ватры (огромного праздничного костра), вынуждены были заняться своими вещами, сушить намокшее имущество, пытаться согреться у костров. Просыревшая ватра сначала не хотела гореть, а потом, так толком и не разгоревшись, быстро упала. Даже водить традиционные хороводы никто особо не рвался. Когда мы были на «Шипоте» несколько лет назад, в людях было куда больше драйва и задора, но Максу, приехавшему на «Шипот» впервые, действо все равно понравилось.

Бревно для ватры.

«Шипот» в день празднования Ивана Купала. Фото Макса.

В начале поляны яблоку негде упасть. Фото Макса.

фестиваль шипот ватра ивана купала

Ватра на «Шипоте».

В этот раз кто-то даже притянул для съемки квадрокоптер.

Упавшая ватра.

фестиваль шипот ватра ивана купала

Хоровод вокруг упавшей ватры на «Шипоте».

После Ивана Купала мы пробыли на «Шипоте» еще несколько дней. Объедались черникой, спускались к водопаду и в ближайший населенный пункт Пилипец. Надо сказать, что и Пилипец был совсем не таким, каким я его запомнила. Пилипец разросся и коммерциализировался. Вместо одного маленького магазинчика под названием «Плай», в котором приходилось закупаться всем шипотцам, теперь здесь с десяток всяких магазинов. Вместо пары лоточков со скромными сувенирами, теперь у водопада не дают проходу фотографы с павлинами, голубями, беркутами и печатью вашей фотки на магнитиках.

шипот водопад

Возле водопада Шипот.

Увы, подобные тенденции неизбежны и, к сожалению,  я ничуть не удивлюсь, если через пару лет увижу стационарные торговые палатки не только под самим водопадом Шипот, но и непосредственно на поляне. Ну а мы, проведя на «Шипоте» еще несколько дней после фестиваля, должны были продолжить наш летний поход направившись в сторону Межгорья.