Стамбул — удивительный и очень старый город (основан в VII веке до н.э.), находящийся сразу в двух частях света (в Европе и Азии, которые разделяет между собой пролив Босфор), омывается Мраморным морем (часть Средиземного). Стамбул является крупнейшим городом Турции, но не столицей, столица Турции  — Анкара. В этот несомненно потрясающий и величественный во всех отношениях город мы прилетели около 4-х утра.

Аэропорт имени Сабихи Гекчен

В Турции нас приятно удивил таможенный контроль. Фактически его не было. Дамочка на контроле даже на фото в паспорте не глянула, просто влепила штамп и все (во всяком случае, для граждан Украины в Турции действуют такие вот простые правила въезда).

Времени у нас было всего ничего — от рассвета и до заката. Конечно же, в 4 утра делать в городе совсем нечего, так что еще часа полтора мы просидели в аэропорту, дожидаясь пока хотя бы немного посветлеет.

Все ушли, а мы остались.

Деньги сняли в банкомате в аэропорту и отправились искать автобус в город. Кстати сказать, на начало лета 2014 года считать валюту в Турции было исключительно удобно, 1 доллар ровнялся двум лирам.

Аэропорт имени Сабихи Гекчен

Первые впечатления

Конечно же, после Азии все вокруг, во-первых, выглядело ооочень ухоженным, а во-вторых… Во-вторых, можно было офигеть с цен, ведь в Азии нам на месяц с головой хватало $400-500 на двоих, а тут всего за один день, без необходимости снимать жилье, мы спустили целых $50.

Больше всего денег ушло на проезд. Комфортабельный автобус в город (других просто и не было) обошелся  в $8 за двоих. Пока мы ехали, глазели как дети на пейзажи за окном. Дорога — идеальная, все вокруг очень аккуратное, чистое, вдоль дороги огромные клумбы, одна лучше другой. А какие высотки. Целые небоскребы! Никогда еще таких не видела).

Автобус привез нас почти к морскому вокзалу, где мы собирались отправиться из Азии в Европу на чем-то вроде речного трамвайчика.

стамбул морской вокзал

Тут не обошлось без небольшой истории. Мы присели на скамейке, решив сначала перекусить булочкой, тем более вид открывался нам весьма симпатичный. Булочки Виталик успел купить, а вот за кофе пойти ему было не судьба, поскольку ко мне подсел не слишком опрятного вида турок, еще и явно подвыпивший, так что Виталик поспешил скорее вернуться.

Изначально он вроде пытался помочь, объяснить где можно купить кофе. Потом куда-то ушел. Вернулся с тремя стаканами чая. По-английски он говорил не очень (еще хуже нас, то есть знал по сути лишь отдельные слова). Сначала это вроде как был подарок его «новым друзьям», а потом он начал просить за все денег, и за его чай, конечно же, тоже, и к тому же еще и больше, чем есть на самом деле.

Тем временем нарисовался еще один кадр. Изрядно пьяный с самого утра. По-русски он знал массу непристойных слов и целых многоэтажных выражений, которые вставлял без разбору. И этими же выражениями, он постарался объяснить нам, что первый наш знакомый полохой человек и пытается нас надурить. Насмешило, когда в конце концов он так пристально посмотрел мне в глаза, слегка пошатываясь, и выдал: «Дэнек. Не даем!».

Паром

Мы, конечно же послушались «русскоговорящего» турка и игнорируя первого, прыгнули в отходящий речном трамвайчике. Так вот мы познакомились с турецкой гостеприимностью и на шару выпили чая.

Внутри оказалось очень уютно и просторно (мы отдышаться не успели, так что фоток нет :С), можно было заказать чай и еще всякое-разное, но мы решили ограничиться чаем. Забавно, что здесь его подавали в стеклянных стаканчиках, больше напоминающих вазы или турку без ручки. К нему прилагался рафинад, который здесь многие едят просто вприкуску.

Пешая прогулка по Стамбулу

Попав теперь уже в Европу, мы вышли, осмотрелись и решили что пойдем в парк, который заприметили на карте.

стамбул набережная панорама

Наш путь пролегал по старым узким улочкам. Нам повезло, что было раннее утро, когда людей и машин на улицах почти нет, ведь и как большинство крупных городов, Стамбул по-своему прекрасен именно в это время.

стамбул мечеть

Утро в Стамбуле

Утро в Стамбуле.

стамбул старый город улочка

Местами узкие улочки отдаленно напоминали мне Львов.

DSC_1166 - DSC_1167.jpg

По пути нам попалась симпатичная статуя, посвященная продавцам булочек. Скажу сразу, что для тех, у кого денег не особо, дешевые, но очень вкусные булки, продающиеся на каждом углу, отличный способ хоть как-то утолить голод.

стамбул памятник булочнику

стамбул булочки

А вот и сам продавец булочек).

Виталик фотографирует, а я - отдыхаю).

Парк, в который мы держали путь, называется Гюльхане.

Гюльхане парк

Мне таких парков в Азии не хватало. Парков и скамеек из дерева, а не из камня. :)

В дальнем конце парка (хотя, наверное, смотря с какой стороны зайти), расположены кафешки. Нам повезло прийти сюда рано утром, когда в кафе еще совсем не было посетителей и насладиться прекрасной панорамой города.

Все стулья смотрят в сторону моря).

Панорама стамбул пролив босфор европа азия мраморное море

Это вид на Азию.

А это на Европу.

Европу и Азию, пролив Босфор мост мраморное море стамбул

А это, разделяющий Европу и Азию, пролив Босфор.

Следующая наша остановка была у фонтана, между знаменитой Айя-Софией и не менее знаменитой Голубой мечетью. Вход в Голубую мечеть бесплатный, но у нас совсем не осталось сил, так что мы меланхолично наблюдали за невообразимой суетой вокруг. Автобусы с туристами подъезжали и подъезжали, экскурсоводы тащили за собой, как малых детей, все новые и новые группы…
мечеть фонтан стамбул мечеть стамбул К нам подошел мужчина с ребенком на руках, сказал что он беженец из Сирии, война, все дела, дайте денег. Виталик имел неосторожность ему ответить, чем сильно разозлил попрошайку и тот послал в наш адрес несколько явно недоброжелательных фраз на своем языке.

Наконец, мы поняли, что почти усыпаем, так что надо идти дальше. Решено было выйти на набережную.

стамбул улочка

Здесь нам посчастливилось увидеть дельфинов и понаблюдать как меленькие буксиры выводят и заводят туда-сюда громадные суда. Ведь любому кораблю, для того чтобы попасть из Черного моря в Средиземное и дальше в океан, необходимо пройти через пролив Босфор. Виталик потом даже немного вздремнул на камнях под успокаивающий плеск волн.

стамбул набережная мраморное море

турция флаг

Вдоль набережной мы прошлись назад, примерно к тому месту, куда утром причалил трамвайчик. Ближе в вечеру оно сильно изменилось. Там, где с утра не было ни души, теперь были толпы людей. Прогуливающиеся парочки, семьи с детьми, отдыхающие на скамейках, ступеньках, словом, любых местах, где можно присесть. Сложилось такое ощущение, что весь город пришел сюда чтобы отдохнуть.

стамбул набережная мраморное море речной трамвайчик

Изрядно проголодавшись, мы решили перекусить. На набережной, всего за $2,5 можно было купить два здоровенных донера или проще говоря, шаурмы, но почему-то без соусов. Второй раз Виталик уже обратил на это внимание и попросил добавить кетчуп.

стамбул мечеть

Приятно, что вдоль набережных носят чай. Примерно так, как у нас это делают на базарах или в электричках. Жаль, что так не носят в наших парках). Было бы прикольно). Небольшой бумажный стакан чая стоит полдоллара.

Назад в аэропорт

К вечеру мы снова отправились на морском трамвайчике в Азию, посидели еще у моря, а затем направились в аэропорт. Оказалось, что есть автобусы на полдоллара дешевле, но просто за проезд там заплатить нельзя, нужно было покупать какую-то карточку. Мы ждать не стали и поехали назад так же, как и утром. Даже водитель нам попался тот же.

Виталик очень расстроился, что будучи в Турции, мы так и не выпили кофе по-турецки. Но оказалось, что в аэропорту, в Макдональдсе, такой можно взять и даже повторить за незначительную доплату. В крошечный стакан нам налили примерно до половины гущи, а вторая половина, то есть сам кофе, оказался невообразимо горьким. Но Виталику все равно очень понравилось.

Стаканчиков дают сразу два, чтобы не обжечься.

Потом наш вылет сильно задержали. Регистрацию-то мы прошли, а вот паспортный контроль — нет. Идем мы себе, никуда не спешим, а тут нам сообщают, что на наш самолет уже «Last Call». Мы конечно же руки в ноги и бежать на контроль. Добрая тетенька прониклась ситуацией и сказала что можно даже ремень из штанов не вытаскивать. :)

А вот другая, у которой мы спросили где ж нужные нам гейты, демонстративно отвернулась, пробурчав что-то о том, что она не говорит по-английски (кто ж тогда тебя взял в международный аэропорт работать на должность выше уборщицы, если ты языка не знаешь?)

Ну да это все неважно. Совсем скоро мы уже приземлились в аэропорту Харькова.
После целых пяти месяцев в Азии, казалось странным, что ты можешь без труда прочесть все вывески, что все люди вокруг белые и что ты понимаешь речь каждого из них. Первое время, это даже бесило, потому что  я невольно улавливала разговор каждого прохожего.

На круги своя все вернулось очень быстро. Мы заскучали по поездкам и приключениям и стали раздумывать над тем, как провести это лето.