Далат держал нас как магнитом, мы несколько раз собирались ехать дальше, но каждый раз в последний момент решали остаться еще не надолго. Наконец, спустя пять недель, рюкзаки были спакованы окончательно, мы рассчитались с отелем и отправились на трассу.

Далат: как мы два дня выезжали из города

Так уж вышло, что Далат расположен в стороне от крупных трасс. Нам была нужна трасса номер 27, идущая на север Вьетнама. Главная дорога, по которой мы въехали в Далат, выходила на эту трассу, давая большой круг. На карте был и другой вариант — дорога под номером 722, путь по которой был явно короче. Ей мы и решили воспользоваться.

До нужной развилки мы подъехали местным автобусом. Увы, место оказалось совершенно бесперспективным, автомобилей почти не было. Несколько машин мы все же застопили, но все водители или ничего не понимали, или давали отрицательный ответ. Какой-то мужичок на автобусе подкинул нас… на целый километр). Просто довез до дома девушки, которая немного говорила по-английски. Она почему-то решила, что мы путешествуем пешком и сказала что-то вроде: «через километр поверните налево, а там пройдите еще 30 километров». :D

Потоптавшись еще около часа, мы наконец-то выяснили весьма неприятный факт: дорога на карте как бы есть, но на самом деле ее недавно размыло, так что проехать там пока не представлялось возможным. Вариантов кроме как возвращаться назад в Далат и ехать другим, более длинным путем, у нас не оставалось. Пешком мы дошли назад до поворота, а там нас вскоре подобрал микроавтобус. В самом Далате нам тоже пришлось топать пешком на другой конец города. Вдобавок ко всему начался дождь. Был обед, так что воспользовавшись непогодой, мы зашли перекусить.

В конечном счете, когда мы наконец-то добрались до выезда из города, было уже около трех-четырех часов и фактически, нам предстояло начинать стопить заново. Еще через час начал накрапывать дождик и Виталик наконец поддался на мои уговоры бросить это дело. Мы поплелись в ближайший отель, который, к счастью, располагался здесь же около дороги и устраивал нас по цене.

Следующий день выдался солнечным, утро было бодрым.

А поутру был легкий туман. Вид из отеля в котором мы провели одну ночь.

_DSC8797 - _DSC8802.jpg

С новыми силами мы принялись за старое. Здесь нас ждала очередная проблема и имя ей — такси. Все дело в том, что во Вьетнаме людей с личными автомобилями очень и очень мало, зато таксистов хоть отбавляй. Местные нередко используют такси для поездки в соседний город, предварительно напхавшись туда в количестве 5-6 человек как минимум. Следующие несколько часов, проведенные в этом месте, были похожи на плохой сон. Каждые две минуты мы отмахивались от очередного таксиста, каждые десять — от проходящего автобуса, каждые полчаса добродушные местные старались нам помочь, вызывая для нас такси. :D Мне кажется, за это время мы повидали всех местных таксистов минимум два раза.

Потом мы решили не стоять на месте, а менять позицию, отходя все дальше и дальше от города, пока не оказали в месте, где кроме дороги вокруг был только лес. Увы, прошло уже несколько часов, а результата так и не было. Мы решили, что это никуда не годится, так что полдень — крайняя точка, после которой мы бросаем это бесполезное занятие и садимся в автобус. По иронии, ровно в 12 дня, когда Виталик уже собрался опустить руку, рядом притормозил джип. Пожилая пара вьетнамцев согласилась подкинуть нас на 30 км, как раз к трассе 27. Итак, за 1,5 дня автостопа мы преодолели 30 км!

Кстати сказать, ехали мы не просто «куда-нибудь на север», а во вполне конкретное место, деревеньку Lien Son. Она привлекла наше внимание тем, что располагалась на берегу большого озера. Из Далата до нее было 160 км и изначально я думала, что туда мы доберемся от силы за полдня.

Между тем на 27 трассе лучше было только потому, что здесь нас уже не доставали таксисты. Мы сидели, стояли, лазали на дерево, катались на ветке, удивляли местных, успели пообедать, выпить кофе… Короче, с одной-двумя машинами раз в полчаса, мы развлекали себя как могли. Было уже 4 вечера, когда очередная попытка наконец-то увенчалась успехом. Все бы ничего, водитель интересный, наш ровесник, владелец кофейни, много рассказывал о вьетнамском кофе и местной политике, в которую лучше не лезть, но только вот с ним мы проехали всего лишь 20 км…

вьетнам автостоп

На трассе номер 27.

Город куда нас подвез парень — владелец кофейни.

Через час-полтора должно было начать темнеть, и единственное, что могло нас порадовать, так это то, что теперь мы находились в городке, где в отличие от предыдущего места, на крайний случай был отель. Мы уже особо ни на что не надеялись, но всего через 15 минут стопа нам остановился грузовик. Там были молодые парень и девушка, которые по-английски совершенно не говорили, но почему-то решили нас подбросить.

Как оказалось, во Вьетнаме очень строго с количеством пассажиров, поэтому дальнобойщики не хотят брать попутчиков. Вьетнам та страна, где стопить одному было бы значительно проще, чем ехать вдвоем. Нашего водителя по пути таки оштрафовали, но тогда мы еще не знали правил и даже не поняли за что он платил. Впрочем, вьетнамские «гаишники» такие же, как раньше были у нас. Независимо от того, нарушил водитель или просто лицом не понравился, раз уже остановили, в любом случае придется заплатить.

вьетнам автостоп

Почти сразу, как мы сели, погода испортилась и пошел сильный дождь.

Небольшая остановка и подвозивший нас грузовик.

Дорога была ужасная, мы ехали не больше 30, а чаще около 25 км/ч, так что оставшиеся 100 с небольшим километров до Lien Son растянулись часа на 4. Несмотря на все злоключения, поздним вечером мы попали именно туда, куда и запланировали еще до того, как узнали, каким сложным здесь будет автостоп. Вот что значит, ставить конкретные цели. :D

Деревушка Lien Son

С утра мы решили, что проведем в Lien Son один день, а завтра продолжим наш путь. Никакой особой информации о месте, в котором мы оказали, я так и не нашла. Деревушка состояла из нескольких улиц, рыночка и пары-тройки отелей. В нашем отеле Виталик каким-то чудом скинул почти что-то половину первоначально названной цены, так как начальная цена была явно завышена. Хозяйки согласились, но попросили «не говорить австралийцу и французу сколько вы платите». :D

«No pictures taken» и весьма оригинальный объектив. :D Кстати, реально выскочил мужичок и отругал нас за то что мы фоткаем)

Интересным здесь оказалось только озеро. Как это ни странно, в этом казалось бы никому не известном месте, мы все же встретили туристов. Выяснилось, что в деревеньке есть несколько семей, ведущие вроде как традиционный образ жизни и живущие в традиционны домах. Эти самые дома также служат отелем для туристов, желающих в полной мере ощутить местный колорит.

Многие озера во Вьетнаме сплошь усеяны лотосами.

Вот такие каноэ из цельных стволов деревьев.

На этот холм напротив можно легко подняться, так как на его вершине расположен отель. Оттуда могла бы открываться неплохая панорама, но деревья закрывают почти весь вид.

Тут же в Lien Son, мы узнали как сушат собранный рис. Все просто: дорогу подметают, потом высыпают рис прямо на асфальт, ждут пока подсохнет и  складывают назад в мешки. Делают так не только на мелких проселочных дорогах, но и вдоль крупных трасс. В общем, хоть рис потом и проходит еще обработку, но все равно, мойте свой рис хорошо! :D

Сушка риса, Вьетнам.

И снова в ожидании

На следующий день автостоп снова не задался. Мы стали понимать, что долгое ожидание во вьетнамском автостопе это не случайность или невезение, это просто закономерность. Мы снова поставили себе лимит ожидания до 12 часов дня, решив что если до этого времени ничего не застопим, то поедем на автобусе. И да, мы снова уехали почти что около полудня. На этот раз, едва говорящий по-английски водитель, подвез нас на 50 км до более крупной трассы под номером 14. Он настоял на том, чтобы угостить нас кофе и при этом потащил в достаточно дорогой с виду ресторан. Удивительно, но в кафе, где есть официанты и явно неплохо потратились на интерьер, кофе стоил почти так же, как в любой дешевой придорожной забегаловке.

Мы очень надеялись, что раз трасса 14 вроде как побольше, то и дела тут пойдут получше, но в Южном Вьетнаме, видимо, так не бывает. Несмотря на все это, и в этот день мы выполнили намеченный план. В конечном счете, когда мы решили, что ждем слишком долго и проще будет остановить автобус, рядом притормозил парень, который пусть и затемно, но все же привез нас в город Pleiku, где я и планировала следующую остановку. За 12 часов, проведенные на трассе, мы преодолели всего около 230 км.

трасса 14, вьетнам

На трассе номер 14.

Как и в Lien Son, в Pleiku мы решили остановиться на две ночи. Плейку оказался не таким уж и маленьким, но достаточно посредственным городом. Чтобы немного осмотреться, мы прогулялись на местный рынок, туда выбрав одну дорогу, а назад возвращаясь уже другой.

Место для еще одного дома.

Памятник Хо Ши Мину в Pleiku просто огромный.

Уточки-курочки, кошечки-собачки… Все на еду. :С

И не лень же. Кстати, очень предусмотрительно, ведь эти туфли продаются прямо возле университета. Наверное, в открытой обуви в него просто не пускают. :)

Что удивило в Pleiku, так это большое количество таких вот памятников — тотемов, скорее напоминающих нам индейские.

«Друг в беде не бросит…». :)

Накануне вечером прошел очень сильный дождь, из-за которого пропал свет и не было интернета. Ночью свет ненадолго появился, но к утру его снова не стало. Весь район был обесточен аж до 7 вечера. Ссылаясь на то, что за целый день мы не смогли воспользоваться ни светом, ни интернетом, Виталик смог выбить скидку за отель и бутылку воды в придачу.

Все дальше вглубь Вьетнама

Хотя в Плейку мы стопили в черте города, так как трасса проходит прямо через город, на этот раз поймать машину нам удалось менее чем за два часа. Два веселых китайца подкинули нас в соседний крупный город — Kon Tum. Ну а в Контуме нам повезло еще больше. Мы остановили небольшой грузовичок, и хоть он был не очень удобным, очень медленным, а проехали мы на нем всего 60 км, но зато ребята в нем были очень доброжелательными. По пути они заскочили в какое-то придорожное кафе и совершенно неожиданно устроили для нас целый пир, от денег, конечно же, отказавшись. :)

Следующим перевалочным пунктом стал городок Plei Kan. Начал накрапывать дождь, мы лениво сидели под деревом, лишь иногда выскакивая навстречу очередному автомобилю. В какой-то момент рядом притормозил автобус. Подумав «ну вот опять» и даже не вставая, мы стали отмахиваться, мол денег нет, езжай дальше. Но у водителя на наш счет были свои планы. По какой-то неведомой причине, сломав все наши стереотипы о местных водителях автобусов, которым нужны только деньги, он закинул наши рюкзаки в свой минибас и сказал, что довезет бесплатно.

Точно не уверена, но вроде там написано «Дорога Хо Ши Мина».

Вот так неожиданно, этот автостопный день во Вьетнаме стал не таким уж и плохим, и более того, мы снова доехали именно туда, куда и планировали. Всего мы преодолели 220 километров и главным достижением дня было то, что в этот раз мы приехали в нужное место еще засветло. :)

Деревенька Kham Duk

Kham Duk, как это часто бывает, привлек меня в первую очередь тем, что располагался в горах и рядом с небольшим озером. Само поселение представляет собой несколько параллельных и перпендикулярных улиц с несколькими придорожными отелями (в одном из которых мы и остановились), рынком, банком, почтой, еще парой каких-то учреждений, вот собственно, и все. Что интересно, это на первый взгляд непримечательное место, все же встречается во многих путеводителях. А дело все в том, что именно в этом месте 10-12 мая 1968 г. произошло одно из самых крупных сражений Вьетнамской войны. Победу в той битве одержал Северный Вьетнам.

В память о битве при Kham Duk напротив озера установлен мемориал, за которым как-то никто особо не ухаживает и под которым ввиду такой запущенности живет местный бездомный.

Озеро около Kham Duk.

Вокруг городка — сплошные непроходимые джунгли.

Несмотря на то что место имеет такое важное историческое значение, а около города проходят знаменитые тропы Хо Ши Мина, туристами этот город явно не избалован. Когда мы пошли на рынок, то всполошили буквально всех. Люди кричали, хлопали нас по спине, старые тетушки хватали меня за руки, пытались взять за лицо и рассмотреть его поближе. :D

Вьетнам вносит свои коррективы

Возле Kham Duk ожидание снова затянулось. Спустя часа два нас подобрал бензовоз. Проехав десяток-другой километров, мы зарулили в придорожное кафе, где наш водитель решил не только перекусить, но и принять душ и постирать одежду. В кафе мы провели часа полтора, но впрочем, жаловаться не приходится, машин на дороге все равно почти что не было.

Наш водитель догнал своего товарища на таком же бензовозе и вышел уточнить, где находится место, в которое мы хотели доехать.

Еще километров через 40 шоссе номер 14 как бы раздваивалось. Бензовоз собирался продолжить путь по дороге 14B, которая уходит к побережью, а мы хотели ехать через горы по шоссе 14. Перейдя мост и выбрав позицию, мы встали. Потом сели. Потом начали бродить кругами… Прошел час и за это время мимо нас не проехало НИ ОДНОЙ машины! Снова засобирались тучи. Мы вернулись немного назад и решили пообедать в маленькой кафешке. Мы спешили поесть как можно скорее, но делали это совершенно зря. Машин так и не было. Кончилось все тем, что за более чем два часа ожидания, в этом месте проехал лишь ОДИН(!) грузовичок, и то, предлагавший взять кого-то одного.

Кстати, номера дорог на карте не всегда почему-то совпадали с номерами дорог, указанными на дорожных знаках. Трасса 14 кое-где обозначалась как 17.

А машин все нет и нет…

Решились пообедать… и ни одной машины все равно не пропустили).

Вообще основной во Вьетнаме является трасса номер один, которая проходит через всю страну с севера на юг, преимущественно вдоль побережья. Но нам хотелось держаться ближе к горам, поэтому мы все время выбирали другие дороги, проходящие ближе к лаосской границе. Но здесь все наше терпение кончилось и мы приняли решение дальше ехать по трассе номер один. Вернувшись к развилке, мы опять долго ждали. Дождь то шел, то прекращался. Несколько раз за подвоз хотели денег. Виталик сильно промок, пока вел переговоры с водителями. В конце концов очередной дальнобойщик сказал что подкинет нас. Через 60 км он высадил нас на объездной недалеко от города Дананг.

И опять в ожидании…

автостоп вьетнам

Около Дананга наши дела вновь не задались. Нас подвезли на пару километров, после чего мы продолжили стоять на трассе еще несколько часов. Уже успело почти стемнеть. Ситуация осложнялась тем, что мы были достаточно далеко от города, рядом толком ничего не было и у нас даже не оказалось денег хотя бы на автобус до города, потому что последнее мы потратили на обед, а чтобы снять еще денег нам нужен был банкомат, которого в этой глуши явно не было.

На объездной около Дананга.

Виталик. Автопортрет.

Почти в потемках, нам остановился маленький грузовик, перевозивший рыбу. Постаравшись получше запаковать рюкзаки в защитные чехлы (был уже неудачный опыт в Лаосе), мы закинули их в одну из пустых корзин, а сами с трудом вместились в маленькую кабину спереди. Мы попытались жестами спросить, ничего ли это, что вместо двоих в машине едут четверо, но оба парня сказали что-то вроде «да фигня, не парьтесь».

Парни были как-то слишком веселы, мы наивно думали, что это потому, что им по приколу подвезти иностранцев. Было уже так поздно, что как только мы заметили, что въехали в какой-то город где есть отели и банкоматы, тут же стали просить остановить и высадить нас здесь. Парни остановились, и стали говорить, что это еще не тот город, который мы называли. Мы уже собрались выходить из машины, как тут они достали купюры и стали показывать, что мол вот сколько мы им должны. Мы с удивлением стали тыкать им блокнот, который всем показываем при посадке, и в котором написано, что мы хотим, чтобы нас подвезли бесплатно. Парни вели себя так, как будто читать не умеют. Рядом уже крутилось несколько зевак. Они прочитали надпись, стали объяснять этим парням, а те так и стояли в полном недоумении.

Немного опасаясь за наши рюкзаки, мы поспешили их достать, попрощались и удалились. Возле ближайшего банкомата мы не стали сразу снимать деньги, а выждали еще какое-то время, просто на всякий случай). Кстати, один из парней еще в машине добавил Виталика на Facebook, так что позже мы прислали ему статью об автостопе из википедии на вьетнамском языке, чтобы они случайно не подумали, что мы их развели или вроде того. :D

Между тем мы совершенно не знали, где находимся, но на тот момент нас волновало только одно — как бы скорее найти ночлег. Отелей вокруг было много, так что найти дешевое жилье труда не составило. Позже оказалось, что за этот долгий день мы поставили новый антирекорд, проехав всего 140 км.